Про деньги
Сколько же денег брать за свои услуги? Этот вопрос всё сильнее мучает меня в последнее время. И, ладно бы, если бы он не был решён. Нет же, всё было давным-давно мною продумано и даже зафиксировано на сайте. Однако в реалиях последнего времени все эти решения требуют если не пересмотра, то хотя бы более свежего взгляда.
Итак, когда-то я определила, что стоимость моих услуг будет стартовать от отметки 2500 руб. за м². Далее всё будет зависеть от сложности проекта, запросов заказчика, объёмов работы. Видимо, пришло время разобраться с этим поподробнее. Начнем с того, что бывали в моей практике объекты с ценой около 8000 руб. за м². Там требовалось работать быстро, эффективно, иногда удалённо, с дорогими материалами (цена ошибки была очень высока), объект должен был быть ярко индивидуален и максимально технически оснащён. Но всё это было давно.
Цифра 2500 – некая средняя температура по больнице. Долгое время она была самой нижней планкой оценки моего труда (если говорить о полном ведении объекта – начиная от первого выезда на место и знакомства с заказчиком и заканчивая развеской штор и расстановкой аксессуаров, включая авторский надзор). Вы скажете: "Как же так? От чего же зависит 2500 или 8000? Метры-то одни и те же! Не иначе, как всё объясняется просто: корыстный архитектор или дизайнер хотят "срубить" побольше денег, видя, что заказчик состоятельный!». И, конечно же, вы ошибетесь. Метры — не одни и те же. Но когда я вижу, что клиент состоятельный, особенно, если мне удаётся побывать у него дома, в офисе или на другом объекте, где он проявил себя как заказчик, я действительно сразу могу оценить уровень запросов и понять, с чем мне придётся столкнуться. Даже если клиент мне говорит, что конкретно этот объект он планирует построить, не особо вкладываясь, я заранее знаю, что между «максимально бюджетно» такого человека и «максимально бюджетно» среднестатистического россиянина лежит огромная пропасть. И даже не потому, что он на самом деле не хочет строить ничего совсем уж простенько, он просто не сможет! Привычка к хорошему — к самому лучшему, как у Черчилля – не позволит ему остановиться на чем-то средненьком. И запросы к качеству продуманности проекта в целом и его деталей в частности будут у такого заказчика отличаться от нужд людей, не привыкших обращать внимание на некоторые «пустяки».
Совсем недавно, буквально полгода назад, со всеми заказчиками, включая самых состоятельных, что-то такое случилось, что я перестала понимать, ни на какую сумму они рассчитывают, обращаясь ко мне за проектом, ни что именно они хотят получить за эти деньги. В последнее время появилась тенденция максимально дробить работу на этапы, подэтапы и подподэтапы, оценивая всё отдельно, периодически выхватывая какие-нибудь случайные куски и поручая их разным людям. Не могу сказать, что это идет на пользу качеству, скорости или вообще хоть чему-нибудь, но факт остается фактом. Конечный продукт при таком подходе оказывается каким-то неполноценным. Тем не менее, живем мы здесь и сейчас, и, видимо, относиться к этому надо, как к некоему природному явлению (урагану, наводнению, засухе), на которое мы никак повлиять не можем, но иметь в виду его должны. Нам надо научиться как-то ориентироваться в новых условиях и минимизировать потери от такого нового метода работы.
Но как это сделать? С одной стороны, всё просто: при таком подходе с тебя автоматически снимается ответственность за конечный результат (как и со всех остальных участников этого флешмоба). И всё вроде бы неплохо — жить как будто спокойнее. Но это только так кажется, потому что заказчик, к сожалению, чаще всего ничего подобного просто не осознает. Что остаётся? Во-первых, стараться объяснять, во-вторых, делать-таки свою часть работы безупречно! Как будто она — единственная.
А вот как определить стоимость этого случайного этапа деятельности? Скажем, недавно меня попросили оценить проект интерьера входной группы одного городского музея. Задание интересное, я сначала увлеклась форэскизными набросками, возможными вариантами дизайнерских решений, поиском каких-нибудь свежих, оригинальных приемов. Ну а про цены подумала вскользь — ведь есть же у меня спасительные 2500 руб. за м², чего тут ещё размышлять? Потом поняла: сегодня такой подход — неверный. Потому что никто почему-то не ждал от меня разработки общей идеи. Достаточно было просто её озвучить. Что оказалось действительно важным? "Стойка рецепции! Вот она-то - и есть главное! Остальное – сами справимся – стреляные воробьи! Какие квадратные метры? Вот стойка рецепции — это вещь: понятная, дорогая и знаковая! А прочие квадратные метры… Полно таких, на которых вообще ничего нет! Только пол и потолок. А пол мы уже и так купили - вот, пожалуйста, плитка есть, светильниками мы тоже уже обзавелись не самыми простыми. Оцените-ка нам только стойку рецепции, чтобы весь дизайн у нас так и заиграл!" Честно говоря, я была не совсем готова к такому подходу, несмотря на то, что, как ни странно, и плитка была вполне себе нормальная, и светильники подходящие. Мне казалось, что всегда нужно стараться к задаче подходить комплексно, максимально укрупнённо, и только потом начинать её детализировать. Но сейчас, задним числом, я понимаю, что вполне себе могла делать так, как считаю нужным и правильным: двигаться от общего к частному. Просто озвучивать это было необязательно! Часть работы по созданию этой самой стойки рецепции осталась бы в тени, только и всего. В голове всё равно выстроилась бы общая картина, в которую я бы вписывала упомянутую стойку. Ну да, заплатили бы мне только за её дизайн, но ведь и подробной разработки с прилагающейся документацией по остальному интерьеру я бы не делала...
Короче говоря, надо учиться разделять свою работу на некие логические куски и уметь оценивать любой из них. Например, можно это сделать, прикинув количество времени, необходимое на выполнение той или иной задачи. Проблема в том, что не всегда понятно, сколько дней или часов потребуется на проектирование непонятной штуковины в непонятной степени проработки.
Что же касается стандартных дизайнерско-архитектурных действий, в интернете можно найти очень разные варианты. Скажем, эскизный проект дома делают и за 100, и за 400, и за 500, и за 800 руб/м². Рабочий проект дома я видела от 300 до 3000 руб/м². Стоимость дизайн-проекта интерьера тоже различается очень сильно на разных площадках. Где-то это 600, где-то 1200, где-то 2500 руб/м², где-то больше. Как правило, в эти деньги не входит ни визуализация, ни авторский надзор. Один раз я видела предложение сделать дизайн интерьера за 100 руб/м². Я, правда, не понимаю, чего. Может быть, трансформаторной будки? Это при том, что в основном на архитектурных и дизайнерских сайтах цен вообще нет – предлагается позвонить, и тогда уже вам всё посчитают.
Вообще, если вчитываться в состав того же рабочего проекта, казалось бы, имеющего стандартный набор разделов, бывают очень разные вариации. Всегда стоит внимательно вникнуть. И всё равно окажется, что между двумя разными предложениями никак не провести корректного сравнения. Для людей, проводящих тендеры, очень важно максимально прозрачно и четко формулировать техническое задание, чтобы не было возможности для разночтений и спекуляций.
В проектировании интерьеров меня, например, удивило, что некоторые коллеги выносят первый выезд на место и обмер объекта в отдельный оплачиваемый раздел. Мне всегда казалось, что эта часть работы должна быть бесплатной — я ведь только знакомлюсь с заказчиком, как и он со мной! Более того, одновременно я обычно делала свои первые принципиальные предложения по перепланировке или форэскизное предложение по будущему дому, чтобы заказчик имел возможность решить, интересует ли его дальнейшее сотрудничество со мной, или мы оказались на разной волне. Но, пожалуй, с этой практикой я тоже буду завязывать — как-то странно она стала работать в последнее время.
В целом же, как мне кажется, цены на услуги архитекторов и дизайнеров за последние полгода сильно упали. Хоть и пишет многоуважаемый Houzz, что дела у нас идут хорошо, но как-то не очень верится в эти показатели. Впрочем, в статье идёт речь о 2016-м. Возможно, вышеупомянутые изменения затронули только конец года, существенно не повлияв на общую статистику, однако всё равно их объективность невольно вызывает сомнения.
Итак, подводя итог своим изысканиям, я прихожу к выводу, что средний показатель цены на рабочий архитектурный проект — примерно 1200 – 1500 руб/м²; на дизайн-проект интерьера — 2000 – 3000 руб/м².
И напоследок ещё одно невеселое наблюдение. Мне кажется, что в общественном сознании буквально в последние год-полтора произошёл какой-то странный перекос. Представление об архитектурном или дизайнерском проекте как о важнейшей части создания целостного архитектурного или дизайнерского объекта как-то незаметно подменилось регламентированным набором чертежей и документов по данному вопросу. Давайте не будем забывать, что целью проекта является не аккуратный бумажный альбом, а всё-таки окончательная постройка или интерьер. Просто набор чертежей и документов (пусть даже абсолютно полный и красивый) ничего не стоит, если в результате получится дрянь...
Другие записи:
- Обо мне
- Валдай
- Жюри не отмечены, но показать не стыдно
- Кирпичи. Интересней, чем кажутся
- Дизайн в маленькой квартире – у них и у нас
- Про деньги
- Не архитектурой единой, или Чем раскрасить трудовые будни
- С кем всегда хочется работать
- Споры о цвете, комфорте и моде
- Дерево — шире, чем вы думаете
- Лофт-гараж
- Прелести необрезной доски
- Стекольное настроение
- Стеклянные дома: будущее или утопия?
- Летящий вдогонку стеклянный кирпич
- О семинаре с маленькой загадкой
- Долгострой в Ильичёво. Начало
- В «Ответе» об окнах
- Когда доктор прописывает уколы в стену
- «Неблагоприятная» квартира?
- Когда на «Половой вопрос» находится «Ответ»
- Изобретая восточный велосипед за обедом
- Много бетона на фоне Пантона
- Песнь о стекле
- Просвещение с развлечением
- Зелёные одежды и жёлтые арбузы
- Озеленение домов – для души и по стандартам
- Формы половых извращений
- Стекло для красоты и для опоры
- Самосовершенствование на самоизоляции
- Необрезная доска в отделке – дёшево ли?
- In vino veritas
- Two beer or not two beer?
- Орнаменты, фигуры и цвета, дом, окна, двери, песни, красота
- Люди среди деревьев